Министерство образования и науки Российской ФедерацииДепартамент образования администрации городского округагород Воронеж Воронежской областиМуниципальное общеобразовательное учреждениегорода Воронежа«Средняя общеобразовательная школа № 75»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯмуниципального общеобразовательного учреждениягорода Воронежа«Средней общеобразовательной школы № 75»на период 2011 - 2015 годыПринята педагогическим советом 19.01.2011 г.,протокол №Воронеж, 2011
1 Аннотация документа
Программа развития МОУ СОШ № 75 «От школы знаний – к школе жизни» разработана педагогическим коллективом на период с 2011 по 2015 год. В программе определены тенденции развития школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Специфика развития школы в данный период определяется тем, что с января 2010 года школа участвует в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на обеспечение такого образования, ключевой характеристикой которого становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Теоретико-практическое содержание программы основывается на рекомендациях методических служб района, города и области, на достижениях отечественной педагогической науки. Программа рабочей группой педагогов школы с учетом самоанализа педагогической деятельности всего коллектива, что может служить основанием ее действенности и эффективности.
2 Информационная справка о школе
МОУ СОШ № 75 приняла своих первых учеников 1 сентября 1968 года. Школа сегодня это динамично развивающаяся система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения, в образовательном пространстве в которой комфортно чувствуют себя как одаренные дети, так и дети со специальными образовательными потребностями. Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5-7 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам основного общего образования. Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Обучение осуществляется по программам основного общего образования. Основная цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников. Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Обучение ведется по программам среднего (полного) общего образования.
Характеристика педагогического коллектива Учебно-воспитательный процесс осуществляют педагоги: средний возраст учителей – 45 года; средний педагогический стаж – 15 лет. Средний возраст администрации – 46 года. Имеют высшее образование – 33 учителя, среднее специальное – нет; незаконченное высшее – 1. Аттестованы на квалификационную категорию 27 учителей (61 %), в том числе на высшую категорию –15 учителей; на первую категорию - 10 учителей; на вторую категорию – 6 учителей, не имеют квалификационной категории-20 Имеют почетное звание «Отличник народного просвещения» - 1 учитель, награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ – 5 учителей, нагрудный знак « Почетный работник общего и среднего образования»-1
Характеристика учащихся и их семей
Обучение осуществляется в первую смену в 1-11 классах. Школа имеет шестидневную рабочую неделю для 5-11 классов и пятидневную рабочую неделю в начальной школе. Продолжительность урока составляет 40 минут, для 1-го класса 35 минут в первом полугодии и по 40 минут во втором полугодии групп. Нормативная продолжительность учебного года составляет 33 недели для 1 класса, 34 недели для 2-9 и 11 классов. На первой ступени обучаются 273 учащихся; на второй 270 учащихся; на третьей 66 учащихся.
Особенности учебного процесса
Образовательная программа осуществляется на основе федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 29.09.2010 № 802, и государственных образовательных стандартов второго поколения. Выбор школьных компонентов учебного плана осуществляется на основе учета пожеланий учащихся и их родителей в соответствии с возможностями школы. На протяжении многих лет неотъемлемой частью школьного компонента является элективный курс «Выбор профессии», что обеспечивает систематический выбор выпускниками направления для получения высшего образования и последующей профессиональной деятельности. В целях повышения качества образовательных услуг и в соответствии с пожеланиями родителей учащихся с 2002 года школа сотрудничает с НОУ « Интерком». На протяжении многих лет продолжается сотрудничество с « ИММИФ», Воронежским государственным педагогическим университетом, ВИВТом, ВГУ. С 2005 года в школе реализуется программа дошкольной подготовки для детей 6 лет. Программа содержит вариативные подходы к организации подготовки детей к школе. Образовательный курс представлен системой занятий, содержание которых направлено на общее психическое и физическое развитие ребенка, охрану и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы. В результате работы школы по этой программе реализуются современные подходы к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования.
Режим работы школы позволяет организовать занятость учащихся во внеурочное время в различных кружках и секциях, а также в группах продленного дня. В школе действуют 8 кружков и секций и 4 группы продленного дня. В ОУ ведется целенаправленная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса: с 2010 года начальная школа перешла на стандарт второго поколения, основная и средняя школы планируют переход на новые стандарты обучения. В начальной школе реализуются программы «Планета знаний», «Школа России» и «Школа-2100». В средней (полной) школе реализуется универсальный профиль.
Особенности воспитательного процесса
Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов. взаимодействия школы и воспитательных учреждений. На протяжении ряда лет в школе развиваются формы детского самоуправления: «Монолит» для младших школьников и подростков; высшим органом управления является ученический совет в лице председателя и руководителей комитетов. Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность, внеклассная деятельность. Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускников школы.
Характеристика материальной базы школы
В целях обеспечения эффективного образовательного процесса в школе создана необходимая материальная база, которая включает в себя:
Для обеспечения психологического сопровождения образовательного процесса в школе создан кабинет психолога с соответствующей методической базой, разработана и реализуется программа психологической поддержки. Психолог школы проводит диагностику профессиональных способностей учащихся с целью дальнейшей профориентации. Для сохранения здоровья учащихся школьная столовая обеспечивает двухразовое питание, в медицинском и стоматологических кабинетах имеется необходимое оборудование для наблюдения и профилактики заболеваний. В настоящее время фонд школьной библиотеки недостаточно укомплектован основными и альтернативными учебниками. Соответствующее современным требованиям расширение объема самостоятельной работы учащихся и методической работы учителей требует организации работы учащихся и методической работы школьной библиотеки и комплектования ее фондов на принципиально новой основе. Создание в библиотеке фонда методической литературы и проведение библиографических уроков является одним из неотъемлемых условий образовательного процесса, соответствующего требованиям современного общества и государственной стратегии в области развития образования. Для эффективного функционирования и развития, предусматривающего повышение качества работы школы в ближайшие годы необходимо решение следующих проблем:
Основные достижения школы
Высокий профессионализм руководителей и педагогического коллектива обеспечивает стабильный уровень продуктивности образовательной деятельности.
Ежегодно учащиеся и педагоги принимают участие в различных мероприятиях городского и областного уровня. В 2008-2009 учебном году учащийся 9 «А» класса Глазьев Никита был победителем областного тура олимпиад по биологии химии и занял 32 место в российской олимпиаде по биологии.
Достижения за 2009-2010 учебный год:
n Глазкова И.В - участие в конференции «Актуальные проблемы преподавания математики», выступила с докладом «Проектная деятельность учащихся (ВОИПК и ПРО); выступила с докладом «Методика обучения учащихся 7-х классов с учебным текстом» в Международной конференции «Понтрягинские чтения»; n Колесникова И.В. – участие в Международной конференции «Понтрягинские чтения», выступила с докладом «Бифуртационный анализ несоизмеримых фаз кристаллов в фемонологической модели Ландау»; n Колчина Е.Э.- провела на базе школы городской семинар для учителей биологии; приняла участие в областной эколого-биологической конференции в номинации «Формы и методы научно-практической работы», где заняла 3-е место; за активное участие в природоохранных мероприятиях в рамках «Всемирного Дня защиты окружающей среды» награждена грамотой;
n Перова Н.А. – участие в 1-ом этапе конкурса «Учитель года – 2010»; n Древаль Е.А. – провёл три семинара на базе школы в рамках работы МУ УМЦ «Школа молодого учителя»; участие в конференции ВГПУ, где выступил с докладом «Современные подходы в обучении немецкому языку»; участие в днях немецкого языка и культуры в г.Воронеже; участие в работе в качестве члена жюри городского конкурса «Молодость, мастерство, талант»; n Даниленко Г.В. – участие в постоянно действующем семинаре «Современные педагогические технологии на уроках русского языка»; участие в городском семинаре «Духовные основы русской культуры», n Зайцева Г.Г. – участие в качестве члена жюри городского конкурса «Урок – 2010». n Учащиеся учителя Даниленко Г.В.: n Скрыгина И.(10а) – призёр районного конкурса чтецов, посвящённому 65-летию Великой победыУчащаяся 8 «а» класса учителя Зайцевой Г.Г. Родченкова Д. заняла 2-е место в городском конкурсе «Лучший знаток английского языка», победила в открытой городской олимпиаде по английскому языку в номинации «За самый логичный ответ»;
n Учащиеся старших классов приняли участие городском конкурсе «Самый грамотный», в районном конкурсе сочинений «Победа деда - моя победа»; в празднике русского языка «Великий труженик русский язык»; в фестивале риторики; в городском конкурсе За нравственный подвиг учителя»; в олимпиаде по русскому языку; n Стаханов А. (11 «а») – получил благодарственное письмо за участие в областном конкурсе сочинений «Салют, Победа!» n Учащиеся учителя Демченко Ю.А. заняли 2-е место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»; n Учащиеся 7 «а» класса учителя Древаля Е.А. заняли первое место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»; приняли участие в Кольцовских чтениях в библ. им. Никитина; n Учащиеся учителя Клосовской Е.С. Попов М., Диденко А. (10 «а») получили благодарственное письмо за участие в городской научно-практической конференции «Мир иностранных языков»; учащиеся 7а класса победили в городском конкурсе «Лучший знаток английского языка» в номинации «За творческий подход»; n Учащийся 10 «б» класса Трущинский А. учителя Зотовой Г.А. занял 3-е место в Киселёвских чтениях на базе МОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва». n Учащиеся учителя Демченко Ю.А. заняли 2-е место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»; n Учащиеся 7 «а» класса учителя Древаля Е.А. заняли первое место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»; приняли участие в Кольцовских чтениях в библ. им. Никитина; n Учащиеся учителя Клосовской Е.С. Попов М., Диденко А.
(10 «а) получили благодарственное письмо за участие в городской научно-практической конференции «Мир иностранных языков»; учащиеся 7 «а» класса победили в городском конкурсе «Лучший знаток английского языка» в номинации «За творческий подход»; n Учащийся 10б класса Трущинский А. учителя Зотовой Г.А. занял 3-е место в Киселёвских чтениях на базе МОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва». Учащиеся учителя Колчиной Е.Э. n Геленидзе Н. (11 «а») – получила диплом победителя кокурса поделок из природного материала на Международной научно-практической конференции; n Меркулова А. (9 «б») – получила грамоту за участие в областной заочной олимпиаде «Созвездие – 2010»; n Милованова М. (11 «а»), Щербакова М (9 «а») – заняли 1-ое и 2-ое место в районной конференции «Мы и природа»; получили дипломы 1-ой и 2-ой степени за победу в эколого-биологическом конкурсе на базе ВГУ; n Милованова М. (11 «а») – победила в районном конкурсе «Ученик, прославивший район в области биологии и экологии»; заняла 2-ое место в региональной научно-практической конференции ВГПУ; n Гусак Д (9в) – занял 3-ье место в региональном Всероссийском форуме «Зелёная планета – 2010»; n Тоньшина А. (6 «б») – заняла 3-ье место в районном фотоконкурсе «Окно в природу»; n Скрыгина И. (10 «а») – получила диплом победителя конкурса «Хартия Земли в картинках – молодёжный взгляд»; n Шкатов А. (10 «б») – занял 2-ое место в городском конкурсе природоохранных плакатов; n Команда учащихся 7-х классов заняла 5-ое место в районном конкурсе «Знатоки природы».
3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития
3.1 Характеристика микросоциума школы
Образовательная ситуация в школе определяется ее расположением в непосредственной близости от достаточно обширной жилой зоны и значительной долей многооэтажной застройки (5-9-этажные дома) в микрорайоне, что является одним из определяющих факторов стабильности общей численности обучающихся. Наполняемость классов не превышает нормативную, что способствует эффективной реализации индивидуального подхода и адаптации учащихся с различным уровнем предшествующей подготовки, воспитывающихся в различных социальных условиях. Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента определяет выбор модели адаптивной школы как оптимальной в существующих условиях.
3.2 Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
С точки зрения государства, «…главными результатами школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школы (НОИ «Наша новая школа»). Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве приоритетных определяет следующие направления модернизации школьного образования. 1 Обновление образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей. 2 Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, семинаров учащихся, формирования ученических портфолио. 3 Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей. 4 Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями все социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочие. 5 Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся. Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
а также создавала условия для:
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
Педагоги ожидают:
Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются:
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделение частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования. Проблемы школы и способы их решения Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения (см. след. таблицу).
4. Миссия и ценности школы в условиях инновационного развития. Определимся в понятиях: Миссия – это принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия задает рамки и направления, внутри которых определяются стратегические цели. Культура организации – это система представлений о способах деятельности и нормах поведения; набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов коллектива. Ценности – общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, дружба и т.п.
Миссия образовательного учреждения.
Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых. Предназначение нашей школы – дать каждому ученику возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям. Наша миссия – воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями. Наше предназначение – создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка учащихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечение организационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся микрорайона. Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено сохранением их здоровья. Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества. Смысл нашей работы – формирование черт физически развитой личности, ориентированной на творческое преобразование действительности и саморазвитие, на здоровый образ жизни, личности образованной и самостоятельной, стремящейся к овладению опытом духовной жизни, нравственного поведения, освоению ценностей национальной культуры. Создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире – это наш ответ на социальный заказ. Психолого-медико-педагогическое сопровождение, укрепление психического здоровья и личностного благополучия подрастающего поколения в образовательном пространстве города – это смысл нашей работы.
5. Основные направления реализации программы развития школы.
Направление 1. Обеспечение перехода на стандарты второго поколения Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентность педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.
Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.
|
|
|
|