Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации городского округа

город Воронеж Воронежской области

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

города Воронежа

«Средняя общеобразовательная школа № 75»

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального  общеобразовательного учреждения

города  Воронежа

 «Средней общеобразовательной школы № 75»

на период 2011 - 2015 годы

Принята педагогическим советом   19.01.2011 г.,

протокол №

 Воронеж, 2011

 

 

1 Аннотация документа

 

        Программа развития МОУ СОШ № 75 «От школы знаний – к школе жизни» разработана педагогическим коллективом на период с 2011 по 2015 год. В программе определены тенденции развития школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

        Специфика развития школы в данный период определяется тем, что с января 2010 года школа участвует в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на обеспечение такого образования, ключевой характеристикой которого становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

        Теоретико-практическое содержание программы основывается на рекомендациях методических служб района, города и области, на достижениях отечественной педагогической науки.

        Программа рабочей группой педагогов школы с учетом самоанализа педагогической деятельности всего коллектива, что может служить основанием ее действенности и эффективности.

 

2 Информационная справка о школе

 

        МОУ СОШ № 75 приняла своих первых учеников 1 сентября 1968 года. Школа сегодня это динамично развивающаяся система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения, в образовательном пространстве в которой комфортно чувствуют себя как одаренные дети, так и дети со специальными образовательными потребностями.

        Школа включает в себя три ступени.

        Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5-7 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам основного общего образования.

        Вторая ступень обучения –  основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Обучение осуществляется по программам основного общего образования. Основная цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников.

        Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Обучение ведется по программам среднего (полного) общего образования.

 

Характеристика педагогического коллектива

        Учебно-воспитательный процесс осуществляют педагоги: средний возраст учителей – 45 года; средний педагогический стаж – 15 лет. Средний возраст администрации – 46 года.

        Имеют высшее образование –   33  учителя, среднее специальное – нет; незаконченное высшее – 1.

        Аттестованы на квалификационную категорию 27 учителей (61 %), в том числе на высшую категорию –15 учителей; на первую категорию - 10 учителей; на вторую категорию – 6 учителей, не имеют квалификационной категории-20

        Имеют почетное звание «Отличник народного просвещения» - 1 учитель, награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ – 5 учителей, нагрудный знак « Почетный работник общего и среднего образования»-1

 

Характеристика учащихся и их семей

 

        Обучение осуществляется в первую смену в 1-11 классах.

        Школа имеет шестидневную рабочую неделю для 5-11 классов и пятидневную рабочую неделю в начальной школе. Продолжительность урока составляет 40 минут, для 1-го класса 35 минут в первом полугодии и по 40 минут во втором полугодии групп.

        Нормативная продолжительность учебного года составляет 33 недели для 1 класса, 34 недели для 2-9 и 11 классов.

        На первой ступени обучаются 273 учащихся; на второй  270 учащихся; на третьей 66 учащихся.

 

Особенности учебного процесса

 

        Образовательная программа осуществляется на основе федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 29.09.2010 № 802, и государственных образовательных стандартов второго поколения.

        Выбор школьных компонентов учебного плана осуществляется на основе учета пожеланий учащихся и их родителей в соответствии с возможностями школы. На протяжении многих лет неотъемлемой частью школьного компонента является элективный курс «Выбор профессии», что обеспечивает систематический выбор выпускниками  направления для получения высшего образования и последующей профессиональной деятельности.

        В целях повышения качества образовательных услуг и в соответствии с пожеланиями родителей учащихся с 2002 года школа сотрудничает с  НОУ « Интерком».  На протяжении многих лет продолжается сотрудничество с  « ИММИФ», Воронежским государственным педагогическим университетом, ВИВТом, ВГУ.

        С 2005 года в школе реализуется программа дошкольной подготовки для детей 6 лет.      Программа  содержит вариативные подходы к организации подготовки детей к школе. Образовательный курс представлен системой занятий, содержание которых направлено на общее психическое и физическое развитие ребенка, охрану и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы. В результате работы школы по этой программе реализуются современные подходы к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования.

 

        Режим работы школы позволяет организовать занятость учащихся во внеурочное время в различных кружках и секциях, а также в группах продленного дня. В школе действуют 8 кружков и секций и 4 группы продленного дня. В ОУ ведется целенаправленная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса: с 2010 года начальная школа перешла на стандарт второго поколения,  основная и средняя школы планируют переход на новые стандарты обучения. В начальной школе реализуются программы «Планета знаний», «Школа России» и «Школа-2100». В средней (полной) школе реализуется универсальный профиль.

 

 

Особенности воспитательного процесса

 

        Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов. взаимодействия школы и воспитательных учреждений. На протяжении ряда лет в школе развиваются формы детского самоуправления: «Монолит» для младших школьников и подростков;  высшим органом управления является ученический совет в лице председателя и руководителей комитетов.

        Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность, внеклассная деятельность.

        Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускников школы.

 

Характеристика материальной базы школы

 

        В целях обеспечения эффективного образовательного процесса в школе создана необходимая материальная база, которая включает в себя:

  • кабинеты физики, химии, биологии, географии. истории, математики, русского языка и литературы, начальных классов, дошкольного обучения;
  • кабинет информатики (9 учебных мест с доступом в Интернет);
  • спортивный зал, футбольное поле, площадка для спортивных игр, хоккейная площадка;
  • банк учебных видеофильмов по истории, литературе, биологии, химии, физике, иностранному языку;
  • кабинеты технологии.

        Для обеспечения психологического сопровождения образовательного процесса в школе создан кабинет психолога с соответствующей методической базой, разработана и реализуется программа психологической поддержки. Психолог школы проводит диагностику профессиональных способностей учащихся с целью дальнейшей профориентации.

        Для сохранения здоровья учащихся школьная столовая обеспечивает двухразовое питание, в медицинском и стоматологических кабинетах имеется необходимое оборудование для наблюдения и профилактики заболеваний.

        В настоящее время фонд школьной библиотеки недостаточно укомплектован основными и альтернативными учебниками. Соответствующее современным требованиям расширение объема самостоятельной работы учащихся и методической работы учителей требует организации работы учащихся и методической работы школьной библиотеки и комплектования ее фондов на принципиально новой основе. Создание в библиотеке фонда методической литературы и проведение библиографических уроков является одним из неотъемлемых условий образовательного процесса, соответствующего требованиям современного общества и государственной стратегии в области развития образования.

        Для эффективного функционирования и развития, предусматривающего повышение качества работы школы в ближайшие годы необходимо решение следующих проблем:

  • недостаточная наполняемость образовательного учреждения, основанная на особенностях микрорайона школы;
  • необходимость введения профильного обучения в средней школе (химико-биологический профиль на основе сотрудничества с медицинским колледжем);
  • отсутствие полноценной логопедической службы, необходимой для преодоления задержки речевого развития детей из неблагополучных семей и воспитанников детского дома, обучающихся в школе и дошкольных группах;
  • недостаточное число молодых специалистов;
  • необходимость дополнительных материальных и педагогических ресурсов для проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов;
  • необходимость полноценного обеспечения учебниками детей из малообеспеченных семей, воспитанников детского дома, учащихся, находящихся на лечении в областной клинической больнице;
  • необходимость второго компьютерного класса для эффективного использования образовательных технологий.

 

Основные достижения школы

 

        Высокий профессионализм руководителей и педагогического коллектива обеспечивает стабильный уровень продуктивности образовательной деятельности.

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Количество уч-ся

629

597

606

Абсолютная успеваемость

99

94

99,1

Качество

30

34

36

Закончили школу  с медалями

7

1

-

 

 

Ежегодно учащиеся и педагоги принимают участие в различных мероприятиях городского и областного уровня. В 2008-2009 учебном году учащийся 9 «А» класса Глазьев Никита был победителем областного тура олимпиад по биологии химии и занял 32 место в российской олимпиаде по биологии.

 

Достижения за 2009-2010 учебный год:

 

n    Глазкова И.В - участие в конференции «Актуальные проблемы преподавания математики», выступила с докладом «Проектная деятельность учащихся (ВОИПК и ПРО); выступила с докладом «Методика обучения учащихся 7-х классов с учебным текстом»  в Международной конференции «Понтрягинские чтения»;

n    Колесникова И.В. – участие в Международной конференции «Понтрягинские чтения», выступила с докладом «Бифуртационный анализ несоизмеримых фаз кристаллов в фемонологической модели Ландау»;

n    Колчина Е.Э.- провела на базе школы городской семинар для учителей биологии; приняла участие в областной эколого-биологической конференции в номинации «Формы и методы научно-практической работы», где заняла 3-е место; за активное участие в природоохранных мероприятиях в рамках «Всемирного Дня защиты окружающей среды» награждена грамотой;

 

n    Перова Н.А. – участие в 1-ом этапе конкурса «Учитель года – 2010»;

n    Древаль Е.А. – провёл три семинара на базе школы в рамках работы МУ УМЦ «Школа молодого учителя»; участие в конференции ВГПУ, где выступил с докладом «Современные подходы в обучении немецкому языку»; участие в днях немецкого языка и культуры в г.Воронеже; участие в работе в качестве члена жюри городского конкурса «Молодость, мастерство, талант»;

n    Даниленко Г.В. – участие  в постоянно действующем семинаре «Современные педагогические  технологии на уроках русского языка»; участие в городском семинаре «Духовные основы русской культуры»,

n    Зайцева Г.Г. – участие в качестве члена жюри городского конкурса «Урок – 2010».

n    Учащиеся учителя Даниленко Г.В.:

n    Скрыгина И.(10а) – призёр районного конкурса чтецов, посвящённому 65-летию Великой победыУчащаяся 8  «а» класса учителя Зайцевой Г.Г. Родченкова Д. заняла 2-е место в городском конкурсе  «Лучший знаток английского языка», победила в открытой городской олимпиаде по английскому языку в номинации «За самый логичный ответ»;

 

n    Учащиеся старших классов приняли участие городском конкурсе «Самый грамотный», в районном конкурсе сочинений «Победа деда - моя победа»; в празднике русского языка «Великий труженик русский язык»; в фестивале риторики; в городском конкурсе За нравственный подвиг учителя»; в олимпиаде по русскому языку;

n    Стаханов А. (11 «а») – получил благодарственное письмо за участие в областном конкурсе сочинений «Салют, Победа!»

n    Учащиеся учителя Демченко Ю.А. заняли 2-е место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»;

n    Учащиеся 7 «а» класса учителя Древаля Е.А. заняли первое место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»; приняли участие в Кольцовских чтениях в библ. им. Никитина;

n    Учащиеся учителя Клосовской Е.С. Попов М., Диденко А. (10 «а») получили благодарственное письмо за участие в городской научно-практической конференции  «Мир иностранных языков»; учащиеся 7а класса  победили в городском конкурсе «Лучший знаток английского языка» в номинации «За творческий подход»;

n    Учащийся 10 «б» класса Трущинский А. учителя Зотовой Г.А. занял 3-е место в Киселёвских чтениях на базе МОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва».

n    Учащиеся учителя Демченко Ю.А. заняли 2-е место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»;

n    Учащиеся 7 «а» класса учителя Древаля Е.А. заняли первое место в городском фестивале «Сказки на иностранном языке»; приняли участие в Кольцовских чтениях в библ. им. Никитина;

n    Учащиеся учителя Клосовской Е.С. Попов М., Диденко А.

 

(10 «а) получили благодарственное письмо за участие в городской научно-практической конференции  «Мир иностранных языков»; учащиеся 7 «а» класса  победили в городском конкурсе «Лучший знаток английского языка» в номинации «За творческий подход»;

n    Учащийся 10б класса Трущинский А. учителя Зотовой Г.А. занял 3-е место в Киселёвских чтениях на базе МОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва».

Учащиеся учителя Колчиной Е.Э.

n    Геленидзе Н. (11 «а») – получила диплом победителя кокурса поделок из природного материала на Международной научно-практической конференции;

n    Меркулова А. (9 «б») – получила грамоту за участие в областной заочной олимпиаде «Созвездие – 2010»;

n    Милованова М. (11 «а»), Щербакова М (9 «а») – заняли 1-ое и 2-ое место в районной конференции  «Мы и природа»; получили дипломы 1-ой и 2-ой степени за победу в эколого-биологическом конкурсе на базе ВГУ;

n    Милованова М. (11 «а») – победила в районном конкурсе «Ученик, прославивший район в области биологии и экологии»; заняла 2-ое место в региональной научно-практической конференции ВГПУ;

n    Гусак Д (9в) – занял 3-ье место в региональном Всероссийском форуме «Зелёная планета – 2010»;

n    Тоньшина А. (6 «б») – заняла 3-ье место в районном фотоконкурсе  «Окно  в природу»;

n    Скрыгина И. (10  «а») – получила диплом победителя конкурса «Хартия Земли в картинках – молодёжный взгляд»;

n    Шкатов А. (10 «б») – занял 2-ое место в городском конкурсе природоохранных плакатов;

n    Команда учащихся 7-х классов заняла 5-ое место в районном конкурсе «Знатоки природы».

 

3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы

и перспективы ее развития

 

3.1 Характеристика микросоциума школы

 

        Образовательная ситуация в школе определяется ее расположением в непосредственной близости от достаточно обширной жилой зоны  и значительной долей многооэтажной застройки (5-9-этажные дома) в микрорайоне, что является одним из определяющих факторов стабильности общей численности обучающихся.

                Наполняемость классов не превышает нормативную, что способствует эффективной реализации индивидуального подхода и адаптации учащихся с различным уровнем предшествующей подготовки, воспитывающихся в различных социальных условиях.

        Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента определяет выбор модели адаптивной школы как оптимальной в существующих условиях.

 

3.2 Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

 

        Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.

        Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

  • государство (Российская Федерация, Воронежская область, которые формируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;
  • учащиеся;
  • родители учащихся (законные представители);
  • педагогическое сообщество.

        С точки зрения государства, «…главными результатами школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школы (НОИ «Наша новая школа»).

        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве приоритетных определяет следующие направления модернизации школьного образования.

        1 Обновление образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

        2 Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, семинаров учащихся, формирования ученических портфолио.

        3 Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.

        4 Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями все социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочие.

        5 Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся.

        Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

        Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

  • возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
  • качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
  • начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы;
  • интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

  • удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
  • формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
  • сохранения и укрепления здоровья детей.

 

        Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;
  • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
  • была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;
  • имелись условия для освоения современных информационных технологий.

 

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

        Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются:

  • модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
  • создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
  • создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
  • внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

        Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделение частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.

        Проблемы школы и способы их решения

        Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения (см. след. таблицу).

 

Проблемы

Способы решения

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информированности пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного

методического обеспечения

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

 

Недостаточная готовность  части учителей работать в  новых условиях

 

Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы  работы в современной  школе»; разработка и реализация индивидуальных программ; научно-педагогическое сопровождение учителя в ходе  учебного процесса

Недостаточная осведомленность части о результатах современных исследований в области педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Преобладание субъект-объективных отношений в образовательном процессе, неготовность некоторых учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, так и форма деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенции и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информативной, гражданской и др.

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни

Затруднение свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Недостаточная готовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождений учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

Несформированность сети учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения

Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением персонального компьютера и современных информационных технологий

 

Низкий уровень информационной культуры населения, связанной с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети

 

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к глобальной информационной сети

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны туда и укрепления здоровья школьников

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника

Недостаточная готовность психологической службы школы участвовать в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Повышение профессионального методического уровня педагогов-психологов в школе через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, создание программ исследований

Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методи-ческого материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках  подготовки  к выбору будущей профессии

4. Миссия и ценности школы в условиях

инновационного развития.

         Определимся в понятиях:

Миссия – это принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия задает рамки и направления, внутри которых определяются стратегические цели.

Культура организации – это система представлений о способах деятельности и нормах поведения; набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов коллектива.

Ценности – общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, дружба и т.п.

 

 Миссия образовательного учреждения.

 

Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых.

Предназначение нашей школы – дать каждому ученику возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям.

Наша миссия – воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями.

Наше предназначение – создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка учащихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечение организационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся микрорайона.

Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено сохранением их здоровья. Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества.

Смысл нашей работы – формирование черт физически развитой личности, ориентированной на творческое преобразование действительности и саморазвитие, на здоровый образ жизни, личности образованной и самостоятельной, стремящейся к овладению опытом духовной жизни, нравственного поведения, освоению ценностей национальной культуры.

Создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире – это наш ответ на социальный заказ.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение, укрепление психического здоровья и личностного благополучия подрастающего поколения в образовательном пространстве города – это смысл нашей работы.

 

5. Основные направления реализации программы

развития школы.

 

        Направление 1. Обеспечение перехода на стандарты второго поколения

      Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

Задача

Условия решения поставленных задач

1 Обновление содержания школьного образования

1Апробация и внедрение новых УМК.

2 Конструирование предметов базового уровня.

3 Разработка системы элективных курсов.

4 Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК.

5 Повышение квалификации учителей, работающих в старших  классах.

2 Внедрение инновационных образовательных технологий

1 Апробация современных образовательных технологий.

2 Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы.

3 Поиск апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса , разработка авторских технологий.

4 Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса в старшем звене.

5 Разработка и описание методики организации учеб-ного исследования и проектирования в старшем звене школы.

6 Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик как одного из основных средств,  способствующих самоопределению старшеклассника и приобретение им социальных компетенций.

4 Создание гибкой системы  обучения на третьей ступени школы

1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения  старших классов.

2. Разработка программы мероприятий-стажировок и курсов повышения квалификации педагогов по проблемам  обучения.

3. Внедрение новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников и оценивания учебных достижений учащихся, в т.ч. R-оценки.

4.Решение проблемы перегрузок учащихся старших классов.

5. Обеспечение возможности построения  школьниками индивидуальных образовательных программ.

6. Определение объема содержания общеобразовательных учебных дисциплин.

7. Установление связей с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью внесения необходимых изменений в различные формы учебного процесса.

5 Внедрение  новых способов оценивания учебных достижений учащихся на начальной и старшей ступенях школы

1 Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.

2 Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.

3 Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

4 Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

5 Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников.

6 Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике старшей  школы.

7 Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по предметам, а также элективным курсам.

 

 

       Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

        Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентность педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

Задача

Условия решения поставленных задач

1 Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей

1 Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.

2 Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и интегральных курсов по изучению проблем обучения в школе.

2 Совершенствование научно-методической службы  школы

1 Совершенствование системы внутришкольного контроля, диагностирование проблем и точка роста.

2 Организация работы «Школы молодого учителя».

3 Организация «Школы повышения мастерства».

4 Организация методического фестиваля кафедр.

5 Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита.

3 Организация научно-педагогического сопровождения учителя

1 Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы научно-исследовательской работы в школе».

2 Разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.

3 Повышение компетентности педагогов в процессе включения в научно-исследовательскую  работу.

4 Консультирование учителей по индивидуальным проблемам исследования.

5 Издание сборников материалов научно-исследовательской  работы.

4 Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя

1 Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

2 Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

3 Повышение профессионального методического уровня педагога-психолога в школе через участие в семинарах, научно-практических конференциях; создание программ исследований; повышение квалификации.

4 Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации и психолого-педагогического сопровождения участников  процесса обучения (учащихся и педагогов).

5 Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций  работы в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.

6 Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями.

7 Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.

8 Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

9 Формирование у педагогов, школьников и их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности.

5 Внедрение совре-менных образова-тельных технологий

1 Внедрение технологий дифференциального и развивающего обучения.

2 Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.

3 Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий.

4 Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика.

6 Целенаправленное формирование ключевых компетенций

1 Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

2 Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

3 Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4 Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.

5 Развитие форм детского самоуправления.

6 Разработка и внедрение модели «школа полного дня»

 

       Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

        Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1 Подготовка учите-лей к использованию информационных технологий в обра-зовательном процесссе и форми-рованию функци-ональной информа-ционной грамот-ности учащихся школы

1 Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.

2 Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.

3 Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

4 Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся

2 Создание банка программно-методи-ческих, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образо-вательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство

1 Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

2 Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.

3 Создание банка программно-методических материалов.

4 Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5 Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов в образовательном процессе.

6 Разработка авторских мультимедийных пособий.

 

 

Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического

 сопровождения учащихся.

        Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1 Создание службы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

1 Разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды школы.

2 Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуальной основе.

2 Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для развития здоровья школьников

1 Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-педегогической работы по реализации идей здоровьесбережения.

2 Организация мониторинга состояния здоровья школьников.

3 Внедрение технологий здоровьесберегающей среды в школе

1 Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).

2 Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.

4 Разработка технологий медико-социально-педагогического сопровождения

1 Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей.

2 Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

3 Формирование   у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

4 Профилактика  отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz